Как китайские агенты влияния TikTok и Facebook толкают пропаганду

ВАШИНГТОН (AP) – Своим 1,4 миллионам подписчиков на TikTok, YouTube, Instagram и Facebook Вика Ли говорит, что она “блоггер стиля жизни” и “любительница вкусно поесть”, которая хочет рассказать своим поклонникам о Китае, чтобы они могли с легкостью путешествовать по стране.

“Через мой объектив я проведу вас по Китаю, введу вас в жизнь Вики!” – говорит она в видео, размещенном в январе на ее аккаунтах на YouTube и Facebook, где она также преподает уроки китайского языка через Zoom.

Но этот объектив может находиться под контролем CGTN, китайской государственной телесети, где она регулярно появляется в передачах и числится цифровым репортером на сайте компании. И хотя Вика Ли говорит своим подписчикам, что она “создала все эти каналы самостоятельно”, ее аккаунт в Facebook показывает, что ее страницей управляют по меньшей мере девять человек.

Этот портфель аккаунтов – лишь одно из щупалец быстро растущего влияния Китая на американские социальные медиа-платформы, как показало исследование Associated Press.

По мере того, как Китай продолжает наращивать свою экономическую мощь, он использует глобальную экосистему социальных сетей для расширения своего и без того огромного влияния. Страна незаметно создала сеть социальных медиа-персон, которые пропагандируют точку зрения правительства в сообщениях, просматриваемых сотнями тысяч людей, действуя в виртуальном ритме, продвигая достоинства Китая, отклоняя международную критику нарушений прав человека и продвигая тезисы Пекина по таким мировым вопросам, как война России против Украины.

Некоторые из связанных с государством китайских репортеров позиционируют себя как модных влиятельных пользователей Instagram или блогеров. Страна также подрядила фирмы по найму агентов влияния для передачи тщательно продуманных сообщений, которые повышают ее имидж среди пользователей социальных сетей.

И она получает выгоду от группы персон из стран Запада, которые посвятили свои каналы на YouTube и страницы в Twitter тому, чтобы повторять прокитайские нарративы по всем вопросам – от обращения Пекина с мусульманами-уйгурами до олимпийской чемпионки Эйлин Гу, американки, выступавшей за Китай на последних зимних Играх.

Сеть влиятельных лиц позволяет Пекину легко предлагать пропаганду ничего не подозревающим пользователям Instagram, Facebook, TikTok и YouTube по всему миру. Согласно исследованию компании Miburo, которая отслеживает зарубежные операции по дезинформации, по меньшей мере 200 агентов влияния, имеющих связи с китайским правительством или его государственными СМИ, работают на 38-ми различных языках.

“Вы можете видеть, как они пытаются проникнуть в каждую из этих стран”, – сказал президент Miburo Клинт Уоттс, бывший агент ФБР. “В конечном счете, все дело в объеме. Если достаточно долго бомбардировать аудиторию одними и теми же нарративами, люди со временем начинают верить им”.

____

В то время как война России против Украины широко осуждалась как наглое нападение на демократию, самопровозглашенная “путешественница”, “рассказчик историй” и “журналист” Ли Цзинцзин вышла на YouTube, чтобы предложить другое изложение.

Она разместила на своем аккаунте видеоролик под названием “Украинский кризис: Запад игнорирует войны и разрушения, которые он приносит на Ближний Восток”, в котором она высмеяла американских журналистов, освещающих войну. Она также посвятила другие видеоролики усилению российской пропаганды о конфликте, включая утверждения о геноциде украинцев или о том, что США и НАТО спровоцировали вторжение России.

Ли Цзинцзин говорит в своем профиле на YouTube, что она стремится показать своим примерно 21  тыс. подписчикам “мир через мой объектив”. Но в своих материалах об Украине, которые набирают десятки тысяч просмотров, она не говорит, что является репортером CGTN и излагает взгляды, которые являются не только ее собственными, но и привычными тезисами китайского правительства.

Большинство китайских агентов влияния используют подачу, подобную подаче Ли Цзинцзин, в надежде привлечь аудиторию по всему миру, включая США, Египет и Кению. Эти личности, многие из которых женщины, называют себя “путешественниками”, делятся фотографиями и видео, которые рекламируют Китай как идиллическое место отдыха.

Они четко определили, что “китайская женщина-инфлюенсер” – это то, что нужно”, – сказал Уоттс о Китае.

AP выявил десятки таких аккаунтов, которые в совокупности набрали более 10 миллионов подписчиков и подписчиц. Многие из профилей принадлежат репортерам государственных СМИ Китая, которые в последние месяцы изменили свои аккаунты на Facebook, Instagram, Twitter и YouTube – платформах, которые в основном заблокированы в Китае – и стали называть себя “блоггерами”, “влиятельными людьми” или “журналистами”. Почти все они запустили рекламу на Facebook, ориентированную на пользователей за пределами Китая, призывающую людей следить за их страницами.

Эти личности не раскрывают свои связи с правительством Китая и в основном отказались от ссылок в своих сообщениях на своих работодателей, среди которых CGTN, Международное радио Китая и Информационное агентство Синьхуа.

Иностранные правительства уже давно пытаются использовать социальные сети, а также их рекламную систему, для влияния на пользователей. Например, во время выборов в США в 2016 году российское интернет-агентство заплатило в рублях за запуск более 3 тысяч политических объявлений, направленных на американцев.

В ответ на это технологические компании, такие как Facebook и Twitter, пообещали лучше предупреждать американских пользователей об иностранной пропаганде, помечая аккаунты СМИ, поддерживаемых государством.

Но AP обнаружило в своем обзоре, что большинство китайских аккаунтов в социальных сетях, оказывающих влияние, непоследовательно обозначены как СМИ, финансируемые государством. Аккаунты, принадлежащие Ли Цзинцзину и Вике Ли, часто помечаются на Facebook или Instagram, но не помечаются на YouTube или TikTok. Аккаунт Вики Ли не отмечен в Твиттере. В прошлом месяце Twitter начал идентифицировать аккаунт Ли Цзинцзина как китайское государственное СМИ.

Вика Ли заявила в видеоролике на YouTube, что она оспаривает ярлыки на своих аккаунтах в Facebook и Instagram. Она не ответила на подробный список вопросов AP.

Часто подписчики, которых привлекают аккаунты с живописными изображениями китайских пейзажей, могут не знать, что они также сталкиваются с пропагандой, одобренной государством.

На живописных фотографиях Джессики Занг в Instagram она улыбается под лучами солнца, катаясь по свежевыпавшему снегу на вершине горнолыжного курорта в горах Алтая в китайском регионе Синьцзян во время Олимпийских игр в Пекине. Она описывает себя как создателя видео и блогера, который надеется представить своим подписчикам “красивые фотографии и видео о жизни в Китае”.

Занг, видеоблогер CGTN, редко упоминает своего работодателя среди своих 1,3 миллиона подписчиков на Facebook. В Facebook и Instagram ее аккаунт обозначен как “СМИ, контролируемые государством”, но она не обозначена как таковая на TikTok, YouTube или в Twitter, где Занг называет себя “влиятельным человеком в социальных сетях”.

“Я думаю, что, скорее всего, она по своей воле не указывает государственную принадлежность, потому что если навесить такой ярлык на свой аккаунт, люди начинают задавать определенные вопросы”, – сказал о Занг Руи Чжун, занимающийся исследованиями технологий и отношений между Китаем и США в вашингтонском Центре Вильсона.

Между туристическими фотографиями встречаются посты с более явной пропагандой. В одном видео под названием “Что иностранцы в ПЕКИНЕ думают о КПК и своей жизни в Китае?” Цзан берет интервью у иностранцев в Китае, которые восторженно отзываются о Коммунистической партии Китая и настаивают на том, что правительство не следит за ними так, как могут подумать посторонние.

“Мы действительно хотим, чтобы больше людей… узнали, каков Китай на самом деле”, – говорит Занг зрителям.

Это важная цель для Китая, который начал скоординированные усилия по формированию своего имиджа за рубежом, а его президент Си Цзиньпин открыто говорит о своем желании, чтобы Китай воспринимался благоприятно на мировой арене.

В конечном счете, такие аккаунты, как у Цзана, призваны скрыть глобальную критику в адрес Китая, говорит Джессика Брандт, эксперт Института Брукингса по вопросам иностранного вмешательства и дезинформации.

“Они хотят продвигать позитивное видение Китая, чтобы заглушить информацию о правах человека”, – сказала Брандт.

Ли Цзинцзин и Цзан не ответили на сообщения AP с просьбой прокомментировать ситуацию. Телеканал CGTN не ответил на неоднократные запросы об интервью. CGTN America, которая зарегистрирована как иностранный агент в Министерстве юстиции и раскрыла информацию о наличии коммерческих соглашений с несколькими международными новостными организациями, включая AP, CNN и Reuters, не ответила на сообщения. Адвокат, представлявший интересы CGTN America, также не ответил.

Представитель посольства Китая в Вашингтоне Лю Пэнъюй в своем заявлении сказал: “Китайские СМИ и журналисты осуществляют нормальную деятельность независимо, и не следует думать, что ими руководит или вмешивается китайское правительство”.

Интерес Китая к сфере влияния стал более очевидным в декабре, когда стало известно, что консульство Китая в Нью-Йорке заплатило 300 тысяч долларов фирме Vippi Media из Нью-Джерси за привлечение влиятельных лиц для размещения сообщений для подписчиков в Instagram и TikTok во время Олимпийских игр в Пекине, включая контент, который бы освещал работу Китая в области изменения климата.

Неясно, что увидела общественность от этой кампании, и были ли посты в социальных сетях должным образом помечены как платная реклама китайского консульства, как того требуют Instagram и TikTok. Компания Vippi Media не предоставилакопию постов, за распространение которых она заплатила влиятельным лицам, Министерству юстиции, которое регулирует кампании по оказанию иностранного влияния в соответствии с законом 1938 года, известным как Закон о регистрации иностранных агентов (FARA), хотя федеральный закон требует от компании сделать это.

Випп Джасвал, генеральный директор Vippi Media, отказался поделиться с AP подробностями об этих постах.

В других случаях деньги и мотивы, стоящие за этими постами в Facebook, видео на YouTube и подкастами, настолько туманны, что даже те, кто их создает, говорят, что не знали, что китайское правительство финансирует проект.

Чикагский радиоведущий Джон Сент-Огастин рассказал AP, что его друг, владелец радиостанции New World Radio в Фоллс-Черч, штат Вирджиния, пригласил его вести подкаст под названием “Мост” вместе с командой из Пекина. Ведущие обсуждали повседневную жизнь и музыку в США и Китае, приглашая в качестве гостей работников музыкальной индустрии.

По его словам, он не знал, что CGTN заплатил New World Radio 389 000 долларов за создание подкаста. Согласно документам, поданным в Министерство юстиции от имени радиокомпании, радиостанции также были выплачены миллионы долларов за трансляцию материалов CGTN 12 часов в день.

“Как они все это делали, я понятия не имею”, – сказал Сент-Огастин. “Мне платила компания здесь, в Соединенных Штатах”.

Отношения радиостанции с CGTN закончились в декабре, сказала совладелица New World Radio Патрисия Лейн.

Министерство юстиции недавно запросило мнение общественности о том, как ему следует обновить статут FARA, чтобы учесть эфемерный мир социальных сетей и связанные с ним проблемы прозрачности.

“Это больше не листовки и газеты на бумажных носителях”, – сказала руководитель отдела FARA Дженнифер Кеннеди Гелли о передаче сообщений. Это “твиты, посты в Facebook и изображения в Instagram”.

Растущий хор англоговорящих влиятельных лиц также занял свою нишу в Интернете, продвигая прокитайские сообщения в видеороликах на YouTube или твитах.

В апреле прошлого года, стремясь расширить свою сеть инфлюенсеров, телеканал CGTN пригласил англоговорящих людей принять участие в многомесячном конкурсе, который должен был закончиться работой в качестве инфлюенсера в социальных сетях в Лондоне, Найроби, Кении или Вашингтоне. Тысячи человек подали заявки, сообщил CGTN в сентябре, описав это мероприятие как “окно для молодых людей во всем мире, чтобы понять Китай”.

Британский видеоблогер Джейсон Лайтфут восторженно отозвался об этой возможности в видеоролике на YouTube, рекламирующем мероприятие.

“Столько сумасшедших впечатлений, которые я не забуду до конца жизни, и все это благодаря CGTN”, – сказал Лайтфут в видео, которое, по его словам, было снято из кампуса китайской технологической компании Huawei.

Лайтфут, который не ответил на просьбы о комментарии, не раскрывает свои отношения с CGTN в своем профиле на YouTube, где он набрал миллионы просмотров с такими заголовками, как “Олимпиада обернулась против США – катастрофическое сожаление” и “Западные СМИ лгут о Китае”.

Темы видео часто совпадают с темами других прокитайских блогеров, таких как Сайрус Янссен, гражданин США, проживающий в Канаде. Во время Олимпийских игр Янссен и Лайтфут поделились видеороликами, посвященными победе Гу в трех медалях, используя идентичные изображения олимпийца, хотя Лайтфут также подшучивал над президентом Джо Байденом.

“Бойкот США провалился… Айлин Гу выиграла золото!” написал Лайтфут 10 февраля. В тот же день Янссен загрузил видео под названием “Айлин Гу – предательница Америки? Американский экспат делится правдой”.

В электронных письмах, направленных в AP, Янссен заявил, что его видеоролики предназначены для просвещения людей о Китае, и сказал, что он никогда не принимал денег от китайского правительства. Но когда его попросили рассказать подробности о некоторых из его партнерских отношений, которые включают китайские технологические фирмы, Янссен ответил только вопросами о зарплате репортера AP. AP также обнаружило видеозаписи, на которых видно, как он появляется в передачах CGTN.

Иллюстрация Джонатана Бартлетта

Западные инфлюенсеры регулярно осуждают то, что, по их мнению, искаженно освещают американские СМИ о Пекине и жизни в нем. Некоторые сообщения, например, высмеивают обеспокоенность Запада по поводу безопасности китайской теннисистки Пенг Шуай, которая исчезла из поля зрения после того, как выступила с обвинениями в сексуальном насилии против бывшего высокопоставленного члена правящей Коммунистической партии Китая. Она появилась на публике после Олимпийских игр в контролируемом интервью, в котором решительно отрицала неправомерные действия китайских чиновников и заявила, что ее первоначальные обвинения вызвали “огромное недоразумение”.

Ее резкое изменение позиции вызвало скептическую реакцию на Западе, которую высмеял ютубер Энди Борехам в видео, где он использовал выражения, напоминающие о движении MeToo. “Интересно, что случилось с #BelieveAllWomen”, – сказал он.

Борехам – новозеландец и обозреватель газеты Shanghai Daily. Твиттер недавно пометил его аккаунт как СМИ, связанное с китайским государством. Его аккаунт на YouTube остается немаркированным. В заявлении YouTube говорится, что он применяет ярлык “СМИ, связанные с государством” только к организациям, а не к отдельным лицам, которые работают на СМИ, финансируемые государством, или с ними.

В своем прошлогоднем посте на YouTube Лайтфут, у которого более 200 тысяч подписчиков, восхищался видеозаписями “чистых, современных, мирных, приятных”, по его словам, улиц Китая. Затем пост перешел к видео с грязными, замусоренными улицами, которые, по его словам, находятся в Филадельфии.

“Когда я впервые увидел это видео, – говорит он, – я подумал, что это кадры из фильма. Я подумал, что это из фильма про зомби или какого-нибудь фильма про конец света. Но это не так. Это реальность. Это Америка”.

Ютуберы Мэтью Тай (американец) и Уинстон Стерзел (уроженец Южной Африки) считают, что во многих случаях Китай платит за создание видео.

Какие у них есть доказательства?

В прошлом году эта пара была включена в электронное письмо, направленное многочисленным инфлюенсерам YouTube компанией, которая представилась как Hong Kong Pear Technology. В письме содержалась просьба поделиться на своих каналах рекламным видеороликом китайской провинции Хайнань, туристического пляжного направления.

Тай и Штерцель, которые несколько лет прожили в Китае и стали ярыми критиками его правительства, предположили, что их включили в рассылку по ошибке.

Но, заинтригованные, они вступили в переписку с компанией, притворившись, что заинтересованы в предложении. Вскоре представитель компании обратился к ним с новой просьбой – разместить пропагандистское видео, в котором утверждается, что COVID-19 был получен не в Китае, где был обнаружен первый случай заболевания, а от североамериканских белохвостых оленей.

“Мы можем предложить 2 тысячи долларов (это вполне обсуждаемо, учитывая характер такого рода контента), дайте мне знать, если вы заинтересованы”, – написал сотрудник по имени Джои, согласно электронной почте, переданной AP.

После того как Тайе и Штерцель попросили предоставить статьи, подтверждающие ложное утверждение, письма прекратились.

В электронном письме, направленном в AP, сотрудник Pear Technology подтвердил, что он связывался с Таем и Штерцелем, но сказал, что не знает многого о клиенте, добавив: “Возможно, он из правительства?”.

Тайе и Штерцель говорят, что этот обмен приоткрывает завесу над тем, как Китай продвигает пропаганду через влиятельных лиц, которые на этом наживаются.

“Есть очень простая формула, чтобы стать успешным”, – сказал Штерцель в интервью. “Это просто хвалить китайское правительство, хвалить Китай и говорить о том, как велик Китай и как плох Запад”.

30/03/2022

Авторы: Аманда Сейц, Эрик Такер и Майк Каталини

Источник: Associated Press


Читайте iskova.news в соцсетях:

Telegram:   https://t.me/iskova_news

Twitter:  @IskovaNews

Last Updated on 11.11.2023 by iskova