«Большой шаг назад»: в Украине растут опасения по поводу ограничения свободы прессы

В Украине сужается свобода прессы. Об этом пишет авторитетное издание The New York Times. 

“Журналисты утверждают, что усиливаются ограничения и давление со стороны правительства президента Владимира Зеленского. Эти меры выходят за рамки потребностей безопасности военного времени”, — сообщает издание.

“Усилия правительства по контролю над СМИ, похоже, направлены на ограничение позитивного освещения деятельности оппозиции и подавление негативного освещения деятельности правительства и военных”, — говорится в статье.

Как один из примеров приводится всеукраинский телемарафон, в который не допускают оппозиционных политиков. Газета пишет, что марафон ”публиковал слишком оптимистичные репортажи — несмотря на то, что боевые действия зашли в тупик”. И теперь большинство украинцев говорят, что не доверяют марафону.

Другой пример — списки нежелательных спикеров для репортажей государственного агентства “Укринформ”. В “черный список” вошли деятели оппозиции, некоторые мэры и активисты, а также представители ВСУ.

“Недемократично диктовать средствам массовой информации, что публиковать и с кем разговаривать”, — сказала Марина Сингаевская, которая ушла в отставку с поста замдиректора “Укринформа” после этого скандала.

При этом издание признает, что украинские журналисты добровольно “признали некоторую самоцензуру”.

Они “воздерживались от критического освещения деятельности правительства, чтобы не подорвать моральный дух или не допустить, чтобы сообщения о коррупции отговорили иностранных партнеров от помощи”. Но даже в этих условиях в Украине вводится все больше ограничений для журналистов, пишет издание.


 Эндрю Э. Крамер, Мария Вареникова и Констант Méheut

Репортаж из Киева, Украина

Украинский репортер, который рассказал, что государственное информационное агентство пыталось запретить интервью с оппозиционными политиками, сказал, что на следующий день он получил повестку в армию.

Служба безопасности Украины шпионила за сотрудниками новостного агентства, проводящего расследования, через глазки в их гостиничных номерах.

Общественная вещательная компания осудила то, что, по ее словам, является политическим давлением на ее репортажи.

Журналисты и группы, следящие за свободой прессы, бьют тревогу по поводу того, что, по их словам, усиливаются ограничения и давление на СМИ в Украине при правительстве президента Владимира Зеленского, которые выходят далеко за рамки потребностей страны в военное время.

«Это действительно тревожно», — сказала Оксана Романюк, директор Института массовой информации, некоммерческой организации, которая следит за свободой СМИ. 

По ее словам, это особенно актуально в условиях войны, в которой Украина «борется за демократию против ценностей диктатуры, олицетворяемых Россией».

До российского вторжения в феврале 2022 года и с момента обретения независимости в 1991 году Украина долгое время была терпима к плюралистическому медийному пространству, имея множество телевизионных каналов, принадлежащих оппозиционным и проправительственным партиям, а также независимые новостные издания. Сохранение этой культуры стало одной из проблем войны.

Украинские журналисты в основном приняли правила военного времени, запрещающие публикацию передвижений или позиций войск, мест российских ракетных ударов и сообщений о военных потерях, учитывая меры, необходимые для национальной безопасности.

Они также признали некоторую самоцензуру, воздерживаясь от критического освещения правительства, чтобы не подорвать моральный дух или не допустить, чтобы сообщения о коррупции отпугнули иностранных партнеров от одобрения помощи.

«Самоцензура в Украине – это характерная черта военного времени», – говорит Сергей Сидоренко, редактор независимого новостного интернет-издания European Truth. Ситуация «не является проблемой» и неизбежна во время войны, добавил он, отметив, что ожидает возвращения к нормальной жизни, когда боевые действия в конечном итоге прекратятся.

Зеленский публично не призывал к давлению на журналистов и осудил случай, когда за журналистами шпионили в отеле.

«Свобода СМИ является фундаментальным столпом успешной демократии», — говорится в заявлении.

 

President Volodymyr Zelensky at a podium decorated with flags.
Президент Владимир Зеленский на пресс-конференции в Киеве в апреле. Журналисты бьют тревогу по поводу того, что, по их словам, усиливает ограничения на работу новостных СМИ при его военном правительстве...Roman Pilipey/Agence France-Presse — Getty Images

По мнению аналитиков, усилия правительства по контролю над СМИ, по-видимому, направлены на то, чтобы ограничить позитивное освещение оппозиции и подавить негативное освещение правительства и военных.

В конце прошлого года журналисты государственного информационного агентства «Укринформ», которое должно быть беспартийным, получили от своего руководства список оппозиционных деятелей и местных выборных должностных лиц, помеченных как «нежелательные» для цитирования в статьях.

The New York Times ознакомилась с инструкциями для журналистов Укринформа, которые внесли в черный список выборных должностных лиц и активистов гражданского общества, в том числе некоторых военных ветеранов.

Исполняющий обязанности министра культуры Ростислав Карадеев, курирующий государственное информационное агентство, заявил украинским СМИ в этом месяце, что ему ничего не известно о таком списке.
В офисе Зеленского не ответили на просьбу о комментарии.

У украинских властей также иногда были напряженные отношения с западными новостными агентствами, в том числе с The Times. 

Они аннулировали военные пропуска для журналистов нескольких СМИ после критических репортажей и на фоне споров о правилах освещения военных операций, хотя позже полномочия были восстановлены.

В Украине закулисное политическое вмешательство имеет темную историю из-за злоупотреблений при предыдущих правительствах.

Один из недавних примеров того, что журналисты считают вмешательством, произошел в Черниговской области, к северу от Киева, где избранный городской совет спорил о муниципальных расходах с губернатором, назначенным Зеленским. В руководстве государственного информационного агентства говорится, что цитировать одного из членов совета, который был исполняющим обязанности мэра, о бюджете было бы «нежелательно».

«Желаемого спикера назначил Зеленский, нежелательного спикера избрали», – отметил корреспондент Укринформа в Чернигове Юрий Стригун.

Нет никаких указаний на то, что репортеры следовали указаниям, а некоторые открыто заявляли, что они их игнорировали.

 

A woman at a desk, to the left, facing a large screen across a room.
Наблюдение за заседанием украинского парламента из медиа-зала в этом месяце. Журналисты говорят, что ряд недавних случаев указывает на все более ограничительную среду для освещения событий..Долина Радж/Алами

“Если мы назовем желательных и нежелательных спикеров, это будет большим шагом назад для демократии”, – сказал Стригун, добавив, что он цитировал чиновника в своих статьях.

В Одессе журналистам было дано указание в некоторых случаях ссылаться только на назначенцев президента. 

Во Львове журналистов попросили не цитировать избранного мэра Андрея Садового, известного политика, которого рассматривают в качестве возможного будущего кандидата в президенты.

По его словам, на следующий день после того, как 30 мая 57-летний Стригун выступил на общественном вещателе «Суспільне», чтобы рассказать об инструкциях по подготовке докладов, он получил уведомление о продлении своей воинской регистрации. По его словам, у него нет доказательств того, что уведомление было связано с его появлением, но он счел время «подозрительным».

Марина Сингаевская, бывший заместитель директора Укринформа, в этом году подала в отставку из-за политического вмешательства, сославшись на руководство по интервью с оппозиционерами, распространенное среди журналистов.

«Диктовать СМИ, что публиковать и с кем разговаривать, недемократично», – сказала она.

Сергей Череватый, бывший военный пресс-секретарь, назначенный руководителем Укринформа, отказался комментировать руководство, которое было распространено при предшественнике. 

Он заявил, что намерен управлять агентством «в соответствии с законом и принципами свободы слова».

 

A man looking at a newspaper in a largely empty square.
В городе Изюм, Украина. Аналитики говорят, что усилия правительства по контролю над СМИ были политически мотивированы.Димитар Дилкофф/Agence France-Presse — Getty Images

 

Шумный и конкурентный телевизионный новостной ландшафт Украины до войны был консолидирован правительством Зеленского в единую, контролируемую государством трансляцию после вторжения России. Правительство представило эту схему, известную как телемарафон, как необходимую для трансляции надежных новостей во время войны.

Но она исключила оппозиционные каналы и публиковала такие оптимистичные репортажи, даже когда боевые действия зашли в тупик, что большинство украинцев теперь говорят, что не доверяют ей.

В недавнем аналитическом исследовании украинского телеканала Detector Media говорится, что с января по апрель этого года ни один из каналов, производящих программу, за исключением «Суспільне», который больше не участвует, не приглашал в эфир членов оппозиционной партии «Европейская солидарность». Партию возглавляет Петр Порошенко, бывший президент Украины и политический враг Зеленского.

В докладе Госдепартамента США говорится, что эта программа «обеспечила беспрецедентный уровень контроля над телевизионными новостями в прайм-тайм» на Украине.

Глава общественного наблюдательного совета «Суспільне» Светлана Остапа и исполнительный директор вещателя Николай Чернотицкий говорили в интервью, что решение об уходе из «Телемарафона» было отчасти мотивировано опасениями по поводу давления со стороны властей.

По подсчетам Detector Media, с января по апрель члены политической партии Зеленского «Слуга народа» составляли около 70% политических гостей «Телемарафона», при этом они занимают чуть более половины мест в парламенте. Без «Суспільне» эта доля выросла бы до более чем 80 процентов, заявили в группе.

 

Two people on chairs, one of whom is a soldier in uniform, in a television studio.
Съемка интервью для «Телемарафона» в декабре. В докладе Госдепартамента США говорится, что программа «обеспечила беспрецедентный уровень контроля над телевизионными новостями в прайм-тайм» на Украине.Брендан Хоффман для «Нью-Йорк Таймс»

В январе стало известно, что СБУ тайно снимала репортеров, присутствовавших на праздничной вечеринке новостного сайта расследований Bihus, ставила скрытые камеры на вешалках в гостиничных номерах, где они остановились.

Директор СБУ генерал Василий Малюк признал и осудил факт слежки. Кроме того, Зеленский уволил чиновника агентства, который курировал мониторинг отечественных и зарубежных СМИ.

Несмотря на давление, украинские журналисты добились сенсаций, в том числе репортажей о таких проблемах, как коррупция, которые привели к отставкам и арестам.

По словам главного редактора национальной новостной газеты «Украинская правда» Севгиль Мусаева, усилия, предпринятые правительством для подавления критических репортажей, являются одним из показателей влияния и жизнеспособности украинских СМИ во время войны.

«Единственный способ, которым люди могут изменить ситуацию к лучшему, — это журналистика», — сказала она. 

«Вот почему некоторые люди в правительстве изо всех сил пытаются его контролировать».

 

Эндрю Крамер – глава киевского бюро The Times, который освещает войну в Украине с 2014 года. Подробнее об Эндрю Э. Крамере

Мария Вареникова освещает Украину и ее войну с Россией. Подробнее о Марии Варениковой

Constant Méheut сообщает о войне в Украине, в том числе о событиях на поле боя, нападениях на гражданские центры и о том, как война влияет на ее жителей. Подробнее о Constant Méheut

Last Updated on 20.06.2024 by iskova